Архитектура,  Город,  Промзона,  Травелоги

Ирина Трубецкая В поисках выхода к воде, или Промзоны Петербурга

Промышленные предприятия Петербурга, расположенные вдоль большой воды, — особая тема и атмосфера.

Одним из самых популярных мест в городе в последнее время стал Севкабель Порт на Кожевенной линии Васильевского острова. Тема конверсии промышленных территорий в общественные пространства в Петербурге актуальна как нигде, учитывая немалое их количество здесь. Раскрытие промзон, расположенных вдоль большой воды, даёт не только сохранение исторических сооружений, но и возможность публике «выйти на берег». В этом, мне видится, во многом успех Севкабель Порта. Там вы можете любоваться не парадными дворцовыми видами, а индустриальными в сочетании с новым мостом. Это особый драйв и особая эстетика.

Севкабель порт
Севкабель порт
Севкабель порт

В самом деле, ведь в городе на воде непросто к ней выйти в центральной части за пределами парадных набережных. Непросто увидеть эти фантастические огромные портовые краны и баржи, если вы не работаете в одной из промзон. Я попробовала это сделать.

Допустим, настроившись на корабельную тему, вы прошли от Адмиралтейства к Новой Голландии и решили двигаться к большой воде посмотреть верфи. Достаточно пройти вдоль Мойки немного вперёд, справа начнется Ново-Адмиралтейский остров. Здесь в XVIII веке была устроена Галерная верфь, в 1800 году преобразованная в Новое Адмиралтейство. В 1830-е построили масштабный комплекс сооружений с большими каменными эллингами у воды и зданием мастерской с часовой башней. С течением времени возникали новые постройки, их отличало соседство рельефных кирпичных поверхностей с большим остеклением. Некоторые из них дошли до нашего времени, хотя теперь обстроены. Караульный дом, главное корабельное здание, эллинги 1830х годов имеют статус выявленных памятников архитектуры. Но вход на остров только по пропускам через проходную, так что осмотреть их и выйти к воде здесь не получится. Лет 10 назад появились сообщения Комитета по инвестициям Петербурга о выводе верфей и застройке острова – планировалось 200 000 квадратных метров жилья и офисов. Сложно радоваться возможности доступа на остров при такой его масштабной застройке, лучше надеяться, что происходящая переоценка промышленного наследия вызовет к жизни более тактичные проекты. Пока же можно рассмотреть электростанцию, у которой нижняя часть одной из труб похожа на ракету, а всё здание вместе с тремя трубами – на пароход. Дойдя до крайней точки на Мойке, впереди видно Корабельный мост, за ним вроде стоит большой корабль, но перед носом забор.

1810 Ново-Адмиралтейский остров
Ново-Адмиралтейский остров
Ново-Адмиралтейский остров
Ново-Адмиралтейский остров

Тогда мы сворачиваем на набережную Пряжки на Матисовом острове – следующем по пути к большой воде. Он к счастью открыт, здесь есть жилые дома, гостиница и психиатрическая лечебница, и всё же 2/3 острова, включая весь берег, заняты промзоной. Название Пряжки отсылает к истории развития мануфактур – раньше это была Чухонская речка, но после переноса сюда прядильных мастерских в 1730-е годы, сложилось её новое название. Углубляемся в недра острова, ориентируясь на портовые краны, и снова упираемся в забор и проходную. Где-то в этом месте с конца XVIII века находился завод шотландского инженера Чарльза Берда, наладившего производство паровых машин, а после 1815 года – пароходов. Здесь также изготавливали конструктивные и декоративные литые части для сооружений: барельефы Александровской колонны, элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, конструкции мостов, фонари, лестничные перила и решётки. С 1881 года предприятием владело общество «Франко-русские заводы». В советское время оно вошло в состав Адмиралтейского судостроительного завода, теперешнее название которого «Адмиралтейские верфи». Три постройки на территории являются выявленными памятниками архитектуры: производственное здание с водонапорной башней, мастерская и дом управляющего. Они находятся где-то в недрах, ближе к воде, куда не пройти. Поэтому с Перевозной улицы разглядываем наслоения и линии ближних корпусов. Меж тем изогнутые шеи больших кранов всё ближе, кажется, можно к ним подойти на Лоцманской улице. Но и там нет.

Завод Берда, 1827, фасад
Франко-русская акция, 1916

Теперь надо обойти Галерный остров, вход на который перегораживает протяжённая проходная с большими буквами «Адмиралтейские верфи». Здесь Фонтанка встречается с Невой, два рукава первой огибают остров, за которым Большая Нева выходит в корабельный фарватер. Находясь ниже сбоку исторического ядра города, остров довольно долго оставался незастроенным. В конце XIX века его использовало уже упоминавшееся общество «Франко-русские заводы», в 1908 году здесь был основан Адмиралтейский судостроительный завод. Пройти на остров нельзя, поэтому обходим его через Старо-Калинкин мост и идём по набережной Фонтанки вдоль нижней его части. Открывается вид на фасады исторических корпусов на Галерном: протяжённый разбивочный плаз 1914 года и главная судостроительная мастерская с кузницей 1910 года постройки. Вместе со зданиями канцелярии с чертёжной 1902 года и электростанции 1910 года они подлежат сохранению как выявленные памятники архитектуры. Опять впереди мост, Галерный, конечно. И опять стена. Ужасно жаль, портовые краны совсем близко, в створ устья реки ощущается начало большой воды.

Галерный остров
Галерный остров
Галерный остров

Обходим снова. По переулку вниз на Рижский проспект, вперёд к реке Екатерингофке – может там между промзонами будет выход к Большой Неве? Выхода нет, но вид с моста отличный – слева мощные корпуса бывшего Казённого спиртоочистного завода с трубой, прекрасно решённые в кирпичном стиле, круглые газгольдеры (и то, и то выявленные памятники архитектуры второй половины XIX века). Где-то за ними прямо к воде подходит железнодорожная ветка. Справа огромные краны верфей, мужичок опрокидывает ведро на цепочке в реку и тащит полное обратно. Интересно зачем? Наверное, моет машину.

На мосту Екатерингофки
На мосту Екатерингофки
На мосту Екатерингофки

Пройдя по улице Межевой канал, которая когда-то была настоящим каналом, вы снова упрётесь в проходную. Теперь – Морского порта. Здесь с конца XIX века находились пакгаузы портовой таможни, более ранняя карта 1858 года фиксирует верфи уже упоминавшегося завода Берда.

Морской порт, 1914

Дальше можно вовсе сгинуть в бесконечных заборах Двинской улицы – промзона нарастает, обрастая заборами и железнодорожными ветками, мимо в порт проходят товарные вагоны, впереди на фоне закатного неба панорама моста скоростной трассы. Большая вода всё ближе, и возможно где-то там в итоге к ней можно выйти, а может и нет. Но это уже далеко от центральной части города, на горизонте современные дома. Итак, последний выход к большой воде был на Английской набережной рядом с особняками. Дальше одна большая промзона.

На Двинской

На Васильевском острове между 23-й линией и Большим проспектом, где самые интересные старые предприятия, тоже самое. А на Севкабеле теперь — пожалуйста. Виды непарадного Питера, нового моста и задов промышленных корпусов оказались прекрасны. Хорошо вечером, когда всюду огни, стоять и разглядывать их в дымке. Понятно при этом, что посещение производственных территорий, тем более таких как судостроение, не может быть открытым. Но удивляет, что между территориями всё наглухо закрыто, делая эту промзону бесконечной.

Текст и фото – Ирина Трубецкая

При подготовке текста использованы материалы сайтов:
КГИОП: http://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/
Citywalls: https://www.citywalls.ru/search_cat-6-0-city1.html?view=map