Афиша,  Совриск

Выставка «Тень души, но заостренней чуть». Москва, МАММ. (22 января — 30 апреля 2021 года)

В Мультимедиа Арт Музее Москвы представлена выставка современного искусства «Тень души, но заостренней чуть», названием выставки стали строки из поэмы «Деньги» Алексея Парщикова. Она является своеобразным отражением того, что каждый из нас и весь мир пережили за прошедший нелегкий год пандемии.

Эрик Булатов. То-то и оно. 2000. Холст, масло. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

На данной выставке  представлены работы художников, которые были созданы во время карантина. Здесь же можно увидеть и произведения классиков российского современного искусства: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, Эдуарда Штейнберга, Михаила Рогинского, Игоря Шелковского, Франциска Инфанте, Ивана Чуйкова и многих других, которые были созданы в разное время, начиная с 1970-х годов, и воплощены в современном контексте.

Многие темы и идеи, которые развивало ещё на тот момент неофициальное искусство, оказались невообразимо аналогичны переживаниям, которыми мы жили и продолжаем жить в сложное время, когда вирус, унесший миллионы жизней, заставил нас изменить привычный ритм существования и привел к тяжелым экономическим, социальным и психологическим последствиям.

Тимофей Парщиков. Из проекта. Sad.O.K.Super. 2020. Цифровая печать. Предоставлено автором.

Для таких художников, как Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Александр Бродский, окна были важнейшей темой. Во время карантина и самоизоляции окно стало единственной возможностью видеть мир и вырываться, хотя бы в мыслях, за личные пределы. Для художников русского андеграунда окно являлось символом желания пробить «железный занавес», отделявший страну от окружающего мира. Пандемия в прямом смысле разлучила нас всех друг от друга.

Илья Кабаков. Из альбома «Вокноглядящий Архипов». 1973. Бумага, печать, цветной карандаш. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

Альбом Ильи Кабакова «Вокноглядящий Архипов» 1973 года — это и о болезни, и об окне, и о реальности, открывающейся из окна, и о видениях, возникающих в этом же окне. Почти пятьдесят лет спустя на эту работу можно смотреть, словно на провидческую.

Пандемия заставила нас ежедневно вглядываться в мировую статистику. Выпускница Школы Родченко Елена Артеменко превращает графики тревожных кривых в пространственную инсталляцию «Временный ландшафт». Один из мастеров современного искусства Андрей Филиппов пишет на стене своими фирменными орликами-бабочками главное слово прошедшего года — ТРЕВОГА. Эту же тему по-своему интропретирует Максим Има в одноименной серии комиксов Fake News.

Михаил Рогинский. Без названия (Exit). 1989—1990. Картон, масло. Собрание Музея АРТ4.

В эпоху пандемии мы все оказались в одной лодке — об этом инсталляция Марии Сафроновой и Антона Кузнецова «Кто хочет остаться?». На выставке много графических дневников, созданных художниками во время карантина, а Игорь Самолет, тоже выпускник Школы Родченко, создал масштабную инсталляцию «Проснулся уже уставшим» на основе скриншотов из сторис в Инстаграм, ведь во время пандемии жизнь переместилась в пространство интернета и социальных сетей.

Одни из лидеров современного российского искусства — художественная группа AES+F, в которую входят Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес создали видеоинсталляцию Allegoria Sacra 2011 года.

Однако, что бы ни происходило с миром на данный момент и в будущем, важно помнить удивительную метафору Владимира Янкилевского, артикулированную им в работах «Горизонты» 1993 года:

«В момент, когда нам кажется, что все вокруг прекрасно, в лучах солнца сияет чистый горизонт, мы проваливаемся в темную бездну, но и в этой бездне различимы новые горизонты. Ровно так же — из темного пространства печали, безысходности мы можем проломить дыру, найти выход в пространство света и увидеть сияющий горизонт«.

Иван Чуйков. Стул. 2002. Дерево, оргалит, акрил, смешанная техника. Собрание Музея АРТ4.

Выставка «Тень души, но заостренней чуть», объединяющая работы художников разных поколений, раскрывает разные стороны наших переживаний от тревоги до надежды, и в какой-то мере является дайджестом современного российского искусства.

Адрес: г. Москва, Остоженка, 16.