Анонс номера,  Город,  Наследие,  Промзона,  Регионы,  События,  Совриск,  Стиль жизни,  Территориальный брендинг

Сергей Никитин-Римский, Марина Авдонина, Дарья Серебрякова О городе женщин замолвим мы слово (Ивановские индустриальные Велоночи 2021-2022 г.г.)

Вторая Индустриальная Велоночь, которая прошла в ночь с 20 на 21 августа 2022 года, была посвящена в первую очередь женщинам, которые закладывали основания для развития этого города, однако в массовом сознании их жизнь и деятельность, их роль в культурной жизни города отражена незначительно или вовсе неизвестна.

Среди героинь велопрогулки первая женщина-директор в стране, основательница первого роддома в Иванове и создательница первого в стране музыкально-поэтического театра.

В основе Велоночи — тематический маршрут, в котором спикерами выступают ведущие исследователи и архитекторы. На Индустриальной Велоночи 2022 года в Иванове рассказывали: Инна Крылова (историк промышленного наследия, куратор проекта «Моспромарт»), Айрат Багаутдинов (историк инженерной мысли, руководитель проекта «Москва глазами инженера»), Александр Тихомиров (историк, краевед, автор путеводителя «Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена») и Сергей Никитин-Римский. 

Для актуализации исторического наследия Велоночь использует художественные средства. В 2022 году было создано две масштабных просветительских свето-музыкальных инсталляции и один театральный перфоманс.

Маршрут:

0. Точка сбора на площади у «Красной Талки«

Доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ФЗО МГЛУ М.Ю. Авдонина выступила на открытии Велоночи на территории бывшей фабрики «Красная Талка» (у корпуса, который ныне занимает «ТекстильПрофи») и рассказала о творчестве уроженки Иваново-Вознесенска французской писательницы Натали Саррот (Натальи Ильиничны Черняк в девичестве), в частности, о ее романе «Тропизмы», а также о результатах архивных поисков:  участии промышленников Иваново-Вознесенска во Всемирной выставке в Париже 1900 г.: «За сто двадцать лет произошло переосмысление вклада Всемирной выставки 1900 г. в Париже. Общественное мнение вновь задумалось об итогах XIX в. в области ценностей, культурного кода общества, вкусов, воззрений» [Авдонина, Жабо, 2022]. Медаль этой вставки стала в нашем проекте «Тульская русскошь» (сентябрь 2021 г.) элементом историодрамы: сцена «Приезд Белолипецкой домой в Тулу с медалью». Русские экспоненты выставляли свои товары и технологии во многих павильонах и получили 1 589 наград. Были обнаружены имена иваново-вознесенских промышленников, получивших медали в Группе XIII «Пряжа, ткани,и одежа», Класс 80 «Пряжа и ткани из хлопка»: золотую медаль получил Куваев, серебрянные – Никон Гарелин и Кукушкин с Макакушевым. То же предприятие Куваева было награждено и серебряной медалью в Классе 106 «Гигиена, общественное призрение» [Liste des récompenses : Exposition universelle de 1900, à Paris].

1. Первая остановка маршрута была посвящена инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову (1853–1939)

В районе Сортировка во дворах 6-ой улицы Чайковского участники Велоночи увидели ярко подсвеченную ажурную конструкцию водонапорной башни, построенной по проекту В. Шухова. Эта водонапорная башня с 1924 г. снабжает водой Сортировку и железнодорожный узел. 

Коллектив Велоночи предлагает присвоить этому уникальному двору название «Двор инженера Шухова».

Как оказалось, мало кто из участников велопрогулки, даже из числа жителей ближайших районов города, знает о существовании этой башни. Чудо техники заросло тополями и пятиэтажками. В ходе мероприятия ее оформили искусственным туманом и динамической подсветкой. 

На остановке было организовано живое исполнение композиции ансамбля «Синички» под руководством Александра Гренкова, которые играли свою авторскую музыку, микшируя звуки железнодорожного транспорта разных эпох с  мелодией, сыгранной на Терменвоксе – феноменальном музыкальном инструменте, изобретенном Львом Терменом. 

Самая известная сетчатая конструкция Шухова в форме гиперболоида вращения – радиоантенная башня на Шаболовке в Москве, высотой 160 метров, позже ставшая первой столичной телебашней. Башню строили всего два года (1920–1922 гг.), несмотря на нехватку материалов и сложные обстоятельства жизни самого инженера. Во время сборки четвертой из шести секций произошла авария. Шухова судили и приговорили к условному расстрелу. Его выгнали из собственного дома, ему пришлось жить в конструкторском бюро. Если бы работы не завершили вовремя, условный приговор превратился бы в настоящий. В 1930-х годах он чуть не попал в тюрьму: завистники мастера пытались обвинить его в том, что он плохо построил нефтезавод завод «Советский крекинг» в Баку.

Весь мир знает Густава Эйфеля, автора Эйфелевой башни в Париже, а Шухов известен лишь профессионалам. О Шухове мало рассказывали, фильмов о нем пока не снимали. 

И вот возвращаясь к главной мысли: Для формирующего, образовательного проекта, каковым и является наша Велоночь, художественные произведения и в целом, эстетический аспект  всех элементов мероприятия, являются обязательной компонентой. И здесь команда Велоночи получила поддержку местных коммунальных служб, работники которых сумели убрать, скосить траву, сделать остановку чистой и красивой. Коллективное переживание, удивление, что у города есть такой интересный объект— вот реакции, которые мы видели в соцсетях по поводу башни.

«Я когда смотрю на нее, думаю, что этот двор с башней на улице Чайковского — самое неожиданное и самое красивое место всей Сортировки», говорит Сергей Никитин-Римский в аудиоподкасте Велоночи. Добавим, что изначально мы планировали также создание муралов, посвященных творчеству Шухова, эволюции его инженерных идей, но от них пришлось отказаться. Авторы проекта выражают надежду, что Велоночь смогла немного изменить образ башни у горожан, пробудит у креативных сообществ Сортировки интерес к инженерному наследию.

Маршрут далее шел через плотину на Талке — живописное место, известное, в основном жителям Сортировки. После этого участок Парка 1905 года с мостом, который при помощи подсветки мы превратили в красный. Для этого участка Никитин-Римский написал музыкальную композицию «Волшебный лес».

2. Остановка Интердом

Интердом (ныне Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой»), интернациональный детский дом, — уникальная институция. Он был открыт в голодный 1933 год, под эгидой МОПР – Международного общества помощи рабочим, — органа, который популяризовал Советский Союз. Миссия инициативы заключалась в том, чтобы дать кров детям революционеров, родители которых оказались за решеткой, либо погибли. 

Открытие Интердом стало последним всплеском той недолгой, но яркой эпохи, когда Иваново-Вознесенск видели как одну из столиц революционного движения. Изначальный ансамбль Интердома в стиле конструктивизм не сохранился. Нынешнее краснокирпичное здание на опушке леса — благородная архитектура 1980-х годов, без каких-либо украшательств, напоминает Московский театр на Таганке. 

На его фасаде нам хотелось рассказать о первом десятилетии работы институции. Для этой цели были в качестве источника взяты фотографии воспитанников Интердома из Государственного архива Ивановской области. Мы остановились на фото участников оркестра народных инструментов Интердома. Фото затем были обработаны в двух нейросетях, чтобы добиться большей выразительности. В некоторых случаях потребовалась ручная роспись.

В видеоинсталляции «Улыбках Интердома» мы хотели показыть лица и имена воспитанников со всех уголков света — Или, Минька, Абраша… 

Для инсталляции Александр Гренков написал музыкальную композицию «Корридор» сыграв на балалайке, пиле и других народных инструментах. 

Коллектив Интердома — это подвижники, которые себя без остатка отдали работе, некоторые из его сотрудников 1930-х прошли через сталинские репрессии. 

При подготовке материала мы говорили с несколькими сотрудниками. Среди собранных рассказов мы остановились на одной биографии. Как утверждает директор музея Интердома, Софья Кузнецова Многие поколения детдомовцев вспоминали булочки Элизабет Дитте. Дитте происходила из семьи поволжских немцев, в голодные годы первой пятилетки ее семья оказалась в Иванове, в 20 лет она устроилась на работу в столовую Интердома. В столовой она встретила своего мужа, который был директором. Их дочь, Светлана Рассулина также проработала здесь воспитательницей 40 лет. В ходе интервью, Светлана сообщила, что секрет булочек мама так и не передала — домой приходила она поздно, все силы отдавала работе. Предлагаем назвать одну из площадей близ Интердома в честь Элизабет Дитте в память ее беззаветной любви к делу.

От редакции. Полностью статья «О городе женщин замолвим мы слово (Ивановские индустриальные Велоночи 2021-2022 г.г.)» будет опубликована в 3 номере журнала 2022 года