Афиша,  Искуcство,  Музеи,  Регионы

Выставка «Мастера русского рисунка. II половина XIX — I половина XX века». Иваново, ИОХМ (до 18 декабря 2022 года)

5 ноября в Художественном музее начинает работать выставка, впервые за длительное время представляющая избранную часть графических коллекций — рисунки русских художников второй половины XIX – первой половины XX веков, выполненные в различных техниках. 
Безусловная ценность карандашных рисунков, акварельных набросков, листов с растертыми вручную углем, соусом и сангиной в том, что зрителю передается энергия, воля и даже настроение автора, работавшего над ними в течение нескольких минут или дней. Представленные в новом выставочном проекте работы созданы без использования печатных техник. Диапазон материалов разнообразен, так же, как стиль и манера авторов: от неторопливо рассказанных историй до мгновенных впечатлений, от медитативных пейзажей до пронзительных этюдов и набросков, от сосредоточенных классических портретов до гротескных жанровых сценок. Черно-белые, редко с участием цвета, картины выполнены рисовальщиками самого высокого уровня – Крамской, Клодт, Репин, Суриков, Кончаловский, Васнецов, Серов, Врубель, Чекрыгин – и в разных манерах и стилях: от «поэтического» реализма до экспрессионизма и кубизма. Художники, принадлежащие порой прямо противоположным направлениям в искусстве, объединены в выставочном пространстве, не противореча друг другу. Скорее, они показывают естественный ход вещей и стремительно меняющуюся на рубеже столетий эстетическую повестку. Разглядывая рисунки, можно увидеть, как сбалансированный и гармоничный мир XIX века то кадрируется, показывая нам лишь фрагменты происходящих событий, то ломается, распадаясь на осколки и приобретая новые причудливые очертания.
Если говорить более предметно, то графика второй половины XIX века — это преимущественно портреты, видовые акварельные картины, исторические сюжеты с этнографическим колоритом, бытовые и жанровые композиции с детальной проработкой костюмов и интерьеров. Ценится прежде всего репрезентативность и нарядность. Особенно любопытны исторические сюжеты с уклоном в древнерусский и европейский эпос с их пристальным вниманием к историческому антуражу, орнаменту и предметному миру. В пейзаже художники, как правило, заняты решением живописных задач, как, например, рисунки Ивана Шишкина «Девушка с хворостом», «Берег. Дорога в Никитский сад» с их блестящей передачей световоздушной среды природных ландшафтов, в которых буквально «растворяются» в гармоничном единстве деревья, звери, птицы, люди.
На выставке в изобилии присутствуют прекрасные дамы – дерзкие наездницы и испанские танцовщицы Соколова, эмансипированные барышни Кустодиева, жизнеутверждающие красавицы Самохвалова. Среди женских образов привлекают внимание рисунки Филиппа Малявина. Вместо узнаваемых малявинских плясок и хороводов мы видим элегантных дам в изящных позах и ракурсах, типичных для эпохи модерна.
Особняком держится на выставке, пожалуй, только уникальный Чекрыгин. К сожалению, единственный рисунок не дает возможности осознать сложный и драматичный мир мастера, но предоставляет повод заинтересоваться одним из самых трагических и таинственных отечественных художников начала века, в особенности, творчеством последних лет его жизни, которыми и датируется рисунок из собрания Ивановского художественного музея. Из советского периода наиболее любопытны акварели и рисунки, напоминающие нам о небывалой широте пространства бывшего СССР. Прекрасные индустриальные пейзажи Соколова-Скаля, лиричные зарисовки белоснежных среднеазиатских степей Купреянова и Кокорина, безмятежные курортно-дачные наброски Крыма Милашевского – будто ожившая иллюстрация большой страны, границы которой и вправду простирались «с южных гор до северных морей».

Куратор выставки Елена Белянина, тел.: (4932) 301641