Анонс номера,  Локальный текст,  Наследие,  Регионы,  Территориальный брендинг,  Урбанистика

Михаил Тимофеев Опыт брендирования региона: Ивановская область

Идея создания карты-схемы Ивановской области, маркированной слоганами, отражающими специфику райцентров и некоторых примечательных «вторых городов», если пользоваться термином географа Владимира Каганского [Каганский], возникла у меня случайно на одном из совещаний в Правительстве Ивановской области.

В полной мере серьёзно к ряду названий я не рекомендовал бы относиться, но всё же стоит помнить о том, что в каждой шутке, есть доля шутки.

Цель этого проекта – привлечь внимание к городам и иным населённым пунктам Ивановской области, имеющим уникальные, но в значительной степени не востребованные культурно-исторические ресурсы. Задачи, которые я попытался решить,  – это, прежде всего, обнаружение оригинальных и значимых для понимания специфики и уникальности черт главных и второстепенных поселений всех районов и нетривиальная их подача внутренней и внешней аудитории.

На сайте  «Visit Ivanovo» [Visit] карта-схема Ивановской области ориентирована на города и сёла имеющие хотя бы минимальную туристическую инфраструктуру, и по этой причине на ней отсутствует большая часть населённых пунктов, обладающих в большей или меньшей мере значимым в представлениях местных жителей и потенциально привлекательным для туристов контентом. Благо, что по области в настоящее время можно путешествовать не только на автобусе или своём автомобиле, но и на комфортабельных «Орланах», которые достаточно быстро могут доставить в места, связанные между собой железнодорожным сообщением и обладающие как вполне достойными или вполне приемлемыми точками общепита, так и гостиницами или гостевыми домами.

За время работы в АНО «Центр территориального развития» [Центр] я смог доехать до многих далёких сёл и посёлков. Вряд ли я смог бы побывать в Верхнем и Нижнем Ландехе без особой на то надобности. А подготовка заявок на разные конкурсы по благоустройству территорий позволили погрузиться в жизнь Наволок, познакомиться с достопримечательностями Пестяков, Ильинского, Васильевского. Работа над программой крупных мероприятий в Юрьевце, Палехе и Холуе позволили лучше узнать не только эти места, но и Южу, ставшую на несколько дней резиденцией команды экспертов.

Свой современный вид Ивановская область, ведущая свою историю с образования Иваново-Вознесенской губернии в 1918 году, обрела в 1994 году после передачи Нижегородской области Сокольского района. Новая губерния была образована 105 лет назад из северной части Владимирской и крайней южной части Костромской губерний. В неё вошли три уездных города – Кинешма, Шуя и Юрьевец. Городской статус имели ещё Плёс и Лух, а также присоединённые к губернии в 1925 году Гаврилов посад и Юрьев-Польский. На 1926 год доля городского населения составляла 9,3 %. В советское время многие промышленные сёла и посёлки стали городами – Комсомольск, Вичуга, Наволоки, Приволжск, Родники, Тейково, Фурманов, Южа. Доля городского населения в настоящее время превышает 80%.

«Текстильная столица и город авангарда»

Перечню бренд-маркеров столицы региона могли бы позавидовать и куда более крупные и древние города: «русский Манчестер», «красный Манчестер», «третья пролетарская столица», «столица текстильного края», «родина первого Совета» и, наконец, «город невест».

В течение долгого времени я занимался изучением возможности позиционирования города Иванова и в 2017 году в книге «Иваново. Город красной зари: неканонический путеводитель» выделил четыре аспекта символического капитала города в виде названий частей текста: «Сердце равнинно-фабричной цивилизации», «Третья пролетарская столица», «Родина-мать первого Совета» и «Самый советский город». Первое основание отсылает к базовому промышленному профилю, второе к возвышению в раннесоветское время, последние к ключевому событию местной истории ХХ века и к попытке реанимации бренда в позднесоветское в виде названий частей текста я выделил четыре аспекта символического капитала города: «Сердце равнинно-фабричной цивилизации», «Родина-мать первого Совета», «Третья пролетарская столица» и «Самый советский город». 

Большое промышленное село Иваново во второй половине XIX века обогнало по своему экономическому потенциалу губернский Владимир, став неформальным центром Иваново-Кинешемского промышленного района на границе Владимирской и Костромской губерний. В 1870 году произошло объединение с заречным Вознесенским посадом, и получение статуса города Иваново-Вознесенска. В 1918 году город стал центром новой губернии, а с 1929 по 1936 был столицей огромной промышленной области. С 1924 в Иваново-Вознесенске начинают реализовываться передовые градостроительные проекты — создаются рабочие посёлки, по проектам лучших архитекторов возводятся здания в стиле конструктивизма, на фабриках города и губернии выпускаются агитткани (а в селе Палех — агитлак — агитационные лаковые шкатулки).  Текстильный бэкграунд в течение недолгого времени дополняется авангардными идеями. В дальнейшем ключевые события ивановской истории выглядели так: в 1932 году город теряет часть имени, в 1936 — регион размером в два Бенилюкса делится на две части, в 1944 от Ивановской области отделяется Владимирская, а в шестидесятые город возвращает себе статус «родины первого Совета» надежде изменить участь города «второй категории снабжения». Этот идеологически безупречный образ не принёс городу особых дивидендов, но наполнил его монументальными артефактами, подчёркивающими его право считаться «самым советским» городом [Семененко, Тимофеев 2021].

С 1924 в Иваново-Вознесенске начинают реализовываться передовые градостроительные проекты – создаются рабочие посёлки, по проектам лучших архитекторов возводятся здания в стиле конструктивизма, на фабриках города и губернии выпускаются агитткани (а в селе Палех – агитационные лаковые шкатулки).  Текстильный бэкграунд в течение недолгого времени дополняется авангардными идеями. Придумав в 2018 году название для фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда» [Современное искусство], я соединил три компонента локальной идентичности – стремление быть первыми, текстильную ипостась и «золотой век» авангарда, продлившийся в городе в течение порядка десяти лет [Тимофеев 2021].

Таким образом, слоган для Иванова возник путём простого сложения готовых образов [Тимофеев 2017].

«Колыбель текстильного дела»

Среди не замечаемых городов особое место занимают города-спутники. Чем они могут затмить своих превосходящих по мощи гравитации соседей? Кохма точно имеет такой козырь. Именно там, а не в Иванове была открыта первая в регионе полотняная мануфактур, созданная в 1718 году голландцем Иоганном Тамесом. Таким образом, это значимое для небольшого городка обстоятельство остаётся непревзойдённым за 300 лет [Ивановский календарь].

Впоследствии текстильных производств стало много. От самого успешного клана Ясюнинских (выходцев из деревни Ясюниха) городу Кохме досталось развитое текстильное производство и несколько особняков. Главный с обсерваторией на крыше выглядит внешне непрезентабельно, но внутри, где сейчас школа искусств, всё очень достойно.

Всякий проезжающий через Кохму может заметить на здании бывшей казармы для одиноких рабочих надпись «ТЕАТРЪ». Кроме него, здесь имелись столовая и библиотека. А театральная труппа состояла из рабочих, как у Морозовых в Никольском и у Балиных в Шуе. Большой водоём около фабрики, называемый здесь ласково Запрудка, выполняет функции местной курортно-оздоровительной зоны с санаторием «Солнечный берег» и время от времени сгорающим и возрождающимся из пепла рестораном. А ещё в Кохме есть уютный и гостеприимный краеведческий музей. В его собрании можно обнаружить совершенно уникальные артефакты истории места. Все они дают понять, что главное событие в истории места случилось 300 лет назад.

«Вышивка черничных ночей»

Верхний Ландех, пожалуй, наиболее глухой райцентр Ивановской области, хотя и находится он совсем недалеко от трассы Иваново – Нижний Новгород. С 2016 года главным событием культурной жизни в нём является фестиваль «Черничное гулянье». С гениями места Верхнему Ландеху повезло куда меньше, чем Ландеху Нижнему. Здесь родился депутат IV Государственной Думы от Владимирской губернии крестьянин Пётр Тарутин — личность не очень яркая для прославления места. Неординарность бывшего богатого села с некогда красивыми храмами XVIII-XIX веков связана со строчевышивальным промыслом, известным в стране и мире уже больше ста лет [Зайцева]. Фабрика в Верхнем Ландехе закрылась сравнительно недавно, и есть вероятность её перезапуска. Так что для определения места выбор совсем небольшой, но колоритный.

«Песнь наличников»

Село Мыт — старинное русское село, расположенное в среднем течении реки Лух, документально известно с XIVстолетия как крупнейший торговый и таможенный центр. Не случайно село получило свое название от слова «Мыть» (пошлины, налоги, сборы, подати). Следы былого благополучия ещё заметны в крепких кирпичных домах, в многочисленных большей частью опустошённых храмах со следами прежних изысков. Они не хуже, чем в Дунилове, смотрятся с реки, а на повороте нижегородской трассы можно остановиться, чтобы осмотреть руины одного из них — Вознесенского, расположенного согласно местной топографии в Затаехской слободе, отделённой от центральной части речушкой со странным именем Таех. 

Крепкое село в советское время может быть и не процветало, но жило вполне достойно за счёт местного льнозавода. Существующий и поныне хор был в ту пору куда масштабней по составу, и как я смог установить, попал даже в сферу интереса фирмы «Мелодия»… В большом и разноплановом музее немало диковинок. Особое место занимают образцы местной резьбы по дереву. Есть и примеры современных наличников, созданных директором Анатолием Юрьевичем Тимофеевым совместно с учениками местной школы. Во время организованных им экспедиций по району были изучены и описаны наличники всех поселений. К сожалению, Центру территориального развития Ивановской области из-за болезни Ивана Хафизова не удалось организовать осенью 2022 года на форуме «Смычка. Работа с сельским индустриальным наследием» сессию «Кому нужны наличники в эпоху сайдинга?», но повод устроить такой разговор остался. 

Самая интригующая музейная история, на мой взгляд, связана с музеефикацией последней оставшейся в одном из колхозов района ветряной мельницы. Если не ошибаюсь, в семидесятые её разобрали и перевезли в Мыт, где она и сгнила…

«Город белых колонн»

Для Вичуги мне не пришлось ничего придумывать. Это самообозначение давно существовало в городе, объединившем в советское время три промышленных села (Бонячки, Тезино и Новую Гольчиху) и несколько рабочих посёлков. Последний владелец фабрики в Бонячках Александр Коновалов в начале ХХ века реализовал в своих владениях несколько архитектурных проектов, авторы которых тяготели к неоклассицизму, так что даже торцевая часть ткацкого корпуса, выходящая к пруду, была декорирована колоннадой. Эти пять колонн не только одни из самых высоких в России — 17 метров, но и самые толстые — диаметром в 2,7 метра. В 1911—1915 годах были построены фабричные ясли рядом с проходной, шикарная больница из трёх корпусов и особнячки для служащих. Строительство масштабного Народного дома к моменту национализации активов владельцев фирмы завершить не успели, но Максим Горький в декабре 1917 года назвал его образцовым сооружением подобного типа. После гражданской войны ещё не очень известный архитектор Виктор Веснин дал заключение по его достройке, назвав его блестящим, высокохудожественным образцом архитектуры неоклассицизма. В 1925 году строительство было завершено [Фабрика Ногина]. 

«Цветные аккорды»

По плотности историко-культурных смыслов вичугский край в регионе уступает, пожалуй, лишь шуйскому. 

Это и село Хреново, где в одно и то же время в церковно-учительской семинарии учились всемирно известный социолог Питирим Сорокин и основоположник теории экономических циклов Николай Кондратьев, и село Новая Гольчиха, где в семье церковного регента родился будущий маршал Советского Союза и военный министр Александр Василевский.

Если не продолжать список знаменитых людей, а обратиться к текстильной истории, то  посёлок Старая Вичуга— бывшее владение графов Татищевых, где имеется работающая поныне ткацко-отделочная фабрика братьев Разорёновых (в советское время им. Красина, ныне «Галтекс») с изящной технологической башней в стиле модерн — по культурному следу  проигрывает Каменке — фабричному посёлку, рядом с которым располагалась усадьба Коноваловых, и куда в течение двух лет приезжал только что закончивший с золотой медалью консерваторию Сергей Рахманинов для обучения игре на фортепьяно Александра — сына владельца фабрики. Красильно-отделочное производство здесь тоже успешно работает, правда, не имеет, в отличие от старовичугской фабрики, своего музея.

От редакции. Полностью эссе «Опыт брендирования региона: Ивановская область» Михаила Тимофеева будет опубликовано в 4 номере журнала 2023 года